Они делают машины, которые делают процессоры | Об ASML и EUV системах

공유
소스 코드
  • 게시일 2021. 08. 01.
  • Акк в Instagram: / onlinertech
    ===
    Сегодня я хочу рассказать об одном, но ключевом шаге во всем этом технологическом процессе - создании машины, которая создает процессоры. По сути это не одна машина, а литографическая система. Она едва ли не более удивительная и сложная в производстве, чем сами компьютерные чипы. И делают ее в компании, исчезновение которой на добрых два десятка лет затормозило бы цифровой прогресс.
    Эта компания находится в самом сердце 400-миллиардной индустрии производства чипов, без ее оборудования Intel, Samsung и TSMC не способны производить микросхемы. Оборудование это столь сложное, что в год его выпускают в объеме всего нескольких десятков. И эта сложившаяся естественным путем монополия немного пугает.
    Речь про мультинациональную компанию ASML из Нидерландов, которая разрабатывает и производит системы фотолитографии - кирки для шахтеров, добывающих чипы на фабриках Intel, Samsung и TSMC. ASML - уникальная компания. Она единственная в мире сегодня владеет системами, которые способны давать излучение с длиной волны в 13,5 нм. Этот диапазон называют свержестким ультрафиолетовым излучением. Рядышком с уровнем рентгеновского излучения.
    Чем ýже световая волна, тем более мелкие детали она способна рисовать на кремниевых пластинах для будущих процессоров. Чем мельче детали, тем меньше размеры транзисторов, тем больше их умещается на одном кристалле и тем производительнее и энергоэффективнее получаются чипы.
    Сложно вспомнить еще одну такую компанию, которая была бы столь важной и одновременно настолько неизвестной для широкой публики.
    ===
    Onliner Технологии - Насыщенно и понятно о технологиях и гаджетах, которые нас окружают.
  • 과학기술

댓글 • 2.3K

  • @ikobtsev
    @ikobtsev 년 전 +43

    Очень приятно слушать автора. Грамотная и хорошо поставленная речь, нормальная интонация. Не то, что у большинства блогеров, которые разговаривают вопросительными предложениями.
    Коротко, но доступно и по существу подана информация
    Спасибо

    • @user-vq6pn1uf4r
      @user-vq6pn1uf4r 년 전

      Благодаррю за информацию

    • @floks700
      @floks700 5 개월 전

      Эти с тянучками, это с украины, они русский знают относительно. А живого русского из россии давно не видели. Он у них запрещён, инет запрещён, а тв уже вообще давно. Этих укро блогеров большинство. Я как то задался целью посмотреть откуда кто, и охренел, столько этого украинского говна слушают русские из россии.

  • @user-il2vo5qn6u
    @user-il2vo5qn6u 2 년 전 +166

    Толково! Без эмоций и соплей, все по делу.

    • @user-lm7wj2sn3h
      @user-lm7wj2sn3h 2 년 전 +2

      много лирики, сопли и личные эмоции автора.

    • @user-fy6zv7wm3n
      @user-fy6zv7wm3n 년 전 +1

      @@user-lm7wj2sn3h здесь сопли только в твоём комменте

  • @johnwvc7102
    @johnwvc7102 년 전 +208

    Работал на заводе одной из известных компаний которая выпускает чипы.Мы электрики отвечали за подключение и запуск этих машин о которых говорится в видео.Что бы чип вырастить и довести до финального конца нужны десятки подобных машин,они разные и их называют Tools(робот,инструмент)Огромные цеха где стоят тысячи таких машин,а по потолку вы видели ездят другие роботы которые доставляют эти чипы от одной машины к другой и потом на хранение в склад.Все эти машины были сделаны в странах Европы(Голландия,Германия,Англия)Израиле или Штатах.Эти технологии к которым не допускают другие страны типа Китая(только производство и то по этим технологиям)В эту индустрию вливают просто нереальные деньги.Например нас просили выйти работать в Пятницу или субботу,(обычно работали 4 дня по 10 часов)и платили по 150$ в час что бы закончить и запустить машину.Работа шикарная в идеальной чистоте и микроклимате,уже год как вышел на пенсию.

    • @user-bb3sl9cj8m
      @user-bb3sl9cj8m 년 전 +7

      Бывают ли бракованные кристаллы после печати? Или оборудование на столько крутое, что готовую продукт не нужно тестировать?

    • @johnwvc7102
      @johnwvc7102 년 전 +48

      @@user-bb3sl9cj8m там все настолько засекречено что никто из посторонних не знает об этом.Тебе дают определённую зону допуска где ты работаешь и в другую зону ты просто не попадёшь,там везде электронные замки на дверях и твоя бэдж(карточка пропуск) только програмируется на определённую зону и дальше все двери для тебя закрыты))Но эти машины настолько высокоточны что даже когда их доставляют на завод и везут по проходу там идеально ровный пол и все на воздушных подушках потому что внутри всякие лазеры и прочие высокоточные фото,оптика и прочие электроннные приборы.И малейшей вибрации может быть достаточно что бы внутри вся калибровка сбилась.

    • @user-ld9fi4ej6q
      @user-ld9fi4ej6q 년 전 +6

      Какое образование нужно, чтобы работать на такой работе?

    • @vitali623
      @vitali623 년 전 +9

      Согласен с вами практически по всем пунктам.
      Работал 23 года сервис-инженером на одной из фирм, выпускающей оборудование для этих производств.

    • @Anotopter
      @Anotopter 년 전 +7

      @@user-bb3sl9cj8m процент брака там довольно приличный. Десятки процетов. Но конкретно на литографии, а во всем цикле. Где какой уровень - вряд ли фирмы обнародуют открыто. Читал, что производство останется рентабельным при 30% отбраковки. И кстати, несмотря на отбраковку и тестирование, немало брака доходит до потреьительского рынка.

  • @NIKolaich07
    @NIKolaich07 2 년 전 +12

    Первый свой компьютер спаял на базе процессора zx-80, ОЗУ было 128 килобайт... Грузился сперва с кассетного магнитофона, потом с дискеты. Клавиатуру собирал сам из кнопок от какой-то счётной машины. И подключался такой системник к обычному телевизору. Потом пошли 286, 486, pentium... Windows 95... Ностальгия...

    • @user-mp4wk2qm4e
      @user-mp4wk2qm4e 6 개월 전 +1

      Ты откуда? Я в Таганроге этим занимался в те годы.

  • @syrengoogle
    @syrengoogle 2 년 전 +102

    вот это я понимаю контент и материал просто топ!! Не то что идиоты снимающие про производство процессоров и толком нечего не объясняющие. Шикарно. коротко, четко и весьма технично!!))

    • @user-xp4pt8ic6v
      @user-xp4pt8ic6v 2 년 전 +1

      МойКомпьютер =))) Буквально три месяца назад смотрел....

  • @olegkhokhlov
    @olegkhokhlov 2 년 전 +536

    Удивительно грамотный полезный ролик с уникальной тематикой, спасибо!

    • @heesaky7732
      @heesaky7732 2 년 전 +10

      не такая уж и уникальная. оригинал на Droider, видео вышло год назад. Множество сравнений из видео просто из их видео взято.

    • @user-zf9qt2zx5n
      @user-zf9qt2zx5n 2 년 전 +1

      @@heesaky7732 ЖЖ жжения жз

    • @dragosh201able
      @dragosh201able 2 년 전 +5

      Не такой уж и грамотный. Даже перевсти без ошибок не с умели :)
      Например, кремниевые пластины разрезаются водой - как написано в видеоролике, а не алмазной пилой... :)

    • @Zov_e6atb_azow
      @Zov_e6atb_azow 2 년 전 +8

      @@dragosh201able Ты даже слова "перевЕсти" и "не сумел", без ошибок написать не смог. И предложения ты строишь коряво. Не "разрезаЮТСЯ", а "разрезаЮТ". А про тире и многоточие, куда и зачем их применять, ты вообще не в курсе.

    • @williamdavis1629
      @williamdavis1629 2 년 전 +2

      ошибок много

  • @Asanata
    @Asanata 2 년 전 +34

    Спасибо! Вы сделали очень емкий доклад. Изучал эти технологии в 70х. Как же все изменилось.

    • @MrOxione
      @MrOxione 2 년 전

      В лучшую сторону?

    • @Asanata
      @Asanata 2 년 전 +1

      @@MrOxione , конечно.

    • @demiang9369
      @demiang9369 2 년 전

      В 70х таких технологий не было, литография стала развиваться с конца 80х

    • @Asanata
      @Asanata 2 년 전 +5

      @@demiang9369 , в 1979 видел на Тензоре, под Дубной.

    • @yandex8
      @yandex8 2 년 전 +2

      @@Asanata да, уничтожили весь потенциал и то что имели, изверги

  • @efimmoizik7998
    @efimmoizik7998 2 년 전 +17

    Великолепный рассказ,я искал подсознательно информацию об этом корневом производстве,и нашёл!
    Спасибо большое.

  • @ewrocode
    @ewrocode 2 년 전 +430

    Чудо природы: человек может с помощью простых инструментов создавать более сложные. От каменного топора до EUV систем

    • @zeroantrieb8079
      @zeroantrieb8079 2 년 전 +57

      Так точно.
      Станкостроение - основа мировой цивилизации: Материнские машины - даже есть такой термин в машиностроении. Это главные Машины(станки) , которые делают все остальные машины.

    • @gimeron-db
      @gimeron-db 2 년 전 +20

      Вначале была дубина. Так скоро реально отдельными атомами собирать начнём.

    • @gimeron-db
      @gimeron-db 2 년 전 +69

      @@n123v "Да мы бы в России этот эсмл переплюнули бы" - Так что мешает? Вперёд!
      "все наши лучшие инженеры работают забугром" - Так вы сами их распугали силовиками, ничтожными зарплатами и разваливающимися институтами.
      "как жаль страну то" - Исправляйте ситуацию!

    • @zeroantrieb8079
      @zeroantrieb8079 2 년 전 +11

      @@n123v не ссы студент, Учись, и станешь Человеком Разумным, от Бога.

    • @peterdurum434
      @peterdurum434 2 년 전 +18

      @@n123v
      Создание подобного производства займет десятки лет, проще покупать продукты на стороне.

  • @Groofy89
    @Groofy89 2 년 전 +13

    А чо это за блогер? Первый раз вижу, но такой достойный контент. Коммент пишу чтобы вложить немного в продвижение

  • @russelgogon2301
    @russelgogon2301 2 년 전 +20

    ВЕ ЛИ КО ЛЕ ПНО! Очень рад, Вашим начинаниям на поприще освещения современных технологий. Аккуратно, качественно, без воды! Молодцы! Ждём новых роликов. Лайкос, репост само собой!

  • @emelianoveu
    @emelianoveu 2 년 전 +109

    Это просто офигенное видео! Спасибо за объяснение!!!

    • @MrHolm-sn8hj
      @MrHolm-sn8hj 년 전 +1

      Было бы офигенней, если больше объяснили как всё работает. Тут же поверхностно.

    • @tidenvilgjrealt5170
      @tidenvilgjrealt5170 년 전

      @@MrHolm-sn8hj сейчас бы архитектуру процессоров узнать обычному человеку

    • @victorballada
      @victorballada 11 개월 전

      ​​@@tidenvilgjrealt5170 Любая технология основана на твердом носителе и волнах воздействующих и не меняющих этот носитель(в любом случае воздействие и создаёт и меняет материал,периоды и воздействия соотносительны).
      Принцип создания чего угодно ,наблюдение за происходящим в разделении явления на события.
      Люди которые создали что мы видим расписали агрегатные состояния не на 4 вида,а на тысячи и структурировали во взаимопоследовательность приводящую к тому,что наблюдаем.
      Эти технологии не что-то невероятное.Долгое изучение,выявление микропоследовательностей.
      Когда ещё работает большое колличество людей,множитель исследований и распространения знаний на каждого невероятно увеличивается(один исследует одно - тратит месяц,другой - иное и т.д и за год большое кол-во людей многое открыло и друг с другом в лаконичной форме поделилась и у каждого знания всей группы и такие люди сложно представить,на что способны за десятилетия работы).
      Команда из 50 человек по такому принципу это невероятная машина,даже колоссальная которая способна и не такое создать.

  • @Serikov17
    @Serikov17 2 년 전 +31

    Весьма познавательно. Было бы здорово продолжить и о других прорывных технологиях...

    • @user-oh9cm6cx9t
      @user-oh9cm6cx9t 2 년 전 +1

      Так и не понял почему Нидерланды не лидер в производстве чипов?

  • @user-ik5fb9sg4b
    @user-ik5fb9sg4b 2 년 전 +43

    спасибо, хороший обзор компании, и прекрасная подача материала, продолжайте также вас приятно смотреть и слушать.

  • @alek_chinn
    @alek_chinn 년 전 +3

    Мне довелось принять участие к копировании процессора DEC78032. Было это в 1988-1989 годах. Работы велись в ИНЭУМе и на НПО "Электроника" в Воронеже. Воронежцы рассказывали, что весной и осенью у них выход годных был 0, потому как фильтры не справлялись с пылью - такие там сезонные ветра.

  • @Star0stinIg0r
    @Star0stinIg0r 2 년 전 +9

    Качество подачи материала на высоте, так держать!

  • @captainobvious1137
    @captainobvious1137 2 년 전 +33

    Моя специальность связана с производством микросхем. Но я тружусь в другой отрасли. Было интересно быть в курсе.
    👍🙏🏻

    • @volkodavwolf3417
      @volkodavwolf3417 2 년 전 +1

      И я того же мнения 😉🙃

    • @user-xg7qf3fz3i
      @user-xg7qf3fz3i 2 년 전

      то же на это учился. в жизни не пригодилось, увы

    • @captainobvious1137
      @captainobvious1137 2 년 전

      @@user-xg7qf3fz3i всё к лучшему, если руководствуетесь совестью и здравым смыслом. Алексей Осипов говорит что такое умонастроение согласное с Богом.

  • @Bulat.Yarullin
    @Bulat.Yarullin 년 전 +2

    Шикарное видео! Большое спасибо. Доступно, быстро, достаточно про технологию для обзора! Не знал что все настолько сложно в создании современнейших микросхем, представляю сколько сложностей оказалось за этим роликом.

  • @TroyQwert
    @TroyQwert 5 개월 전 +1

    Супер интересно! Всегда считал производителей, производящих средства производства, ключевыми производителями. Вот такая эквилибристика! 😊

  • @frostfireinc4900
    @frostfireinc4900 2 년 전 +31

    Как всегда лайк за интересный контент!

  • @user-rm4zi5jl3e
    @user-rm4zi5jl3e 2 년 전 +129

    я понимаю что это передний край современности,конечно же интересно смотреть такое,узнавать об этом,спасибо вам.

    • @Kithzer375
      @Kithzer375 2 년 전 +1

      В интернете есть фото советские чипов, можно сравнить.

    • @egorsidorov1604
      @egorsidorov1604 2 년 전

      @@Kithzer375 ты бы прочитал про системы на рядах автоматов которые делали в СССР. Знал бы что мы были на порядки ближе к настоящему ИИ. А эти западные чмошники наловчились вайфайкамеры в утюги втыкать.

    • @Kithzer375
      @Kithzer375 2 년 전

      @@egorsidorov1604 Проблема в том что ядра появились где-то в электронике 5 и они были масочными, до этого всё было на жёсткой логике.

    • @egorsidorov1604
      @egorsidorov1604 2 년 전 +2

      @@Kithzer375 прочитай выше про линзу кумахова еслиб не горби у нас было бы сейчас круче всех.

    • @Kithzer375
      @Kithzer375 2 년 전

      @@egorsidorov1604 Как будто её сейчас не применяют.

  • @user-el2xn7xu7u
    @user-el2xn7xu7u 2 개월 전

    Искренне благодарю . Подача инфо , на васоте . Без отупляющей музыки , без лишнего умствования. Только о теме , данного материала .Чётко.

  • @IronKu4eR
    @IronKu4eR 년 전 +2

    Супер! Спасибо за ролик!

  • @user-ow2vr9ct5o
    @user-ow2vr9ct5o 2 년 전 +7

    ОЧЕНЬ интересно, больше спасибо за работу!!!

    • @user-zj8uv4fc8e
      @user-zj8uv4fc8e 2 년 전

      Спасибо за какую работу ? Что прочитал перевод английского на русский ? Ролик-то изначально зарубежный, а не российский !! Так кого вы благодарите ?? Голландцев, или данного ведущего, который просто прочитал переведённый с английского (голландского) текст ??? Анимация вся тоже голландская.

  • @Stresscms
    @Stresscms 2 년 전 +56

    Классный ликбез по ASML. Спасибо!

    • @user-kq5pf6vg7y
      @user-kq5pf6vg7y 2 년 전

      И совсем не реклама. :)

    • @Stresscms
      @Stresscms 2 년 전 +15

      @@user-kq5pf6vg7y Реклама чего?! ASML? Не смешите мои тапочки со своими копейками)

    • @igor0545
      @igor0545 2 년 전 +5

      @@user-kq5pf6vg7y а зачем им реклама ? Вы если даже захотите не купите их машину она от 130 лямоя $ стоит и очередь 3 года )
      Ну и да ещё у них нет соперников поверьте говорю как человек работающий в этой теме ( интел аризона ).

    • @sergeysercom1277
      @sergeysercom1277 년 전

      @@igor0545 если вы не учредитель этой компонии, то даже и за 130 лямов не возьмёте, никто вам это машину не продаст.

    • @igor0545
      @igor0545 년 전

      @@sergeysercom1277 что то новое…

  • @viktorvoll9801
    @viktorvoll9801 2 년 전 +10

    Источники света изготовляет Cymer, американская компания, купленная ASML в 2013 году , оптику немецкая Карл Цейс.

    • @user-un3ev7lb9j
      @user-un3ev7lb9j 2 년 전

      Лучше узнай и напиши, кто и где делает шаблоны для фотолитографии.
      Ты ахуеешь.

  • @victormaggistr6720

    случайно наткнулся на этот ролик, оказался очень доволен, обычно историю развития ит бывает скучно слушать, если ее не расскаазывает харизматичный кто то, да и то хватает этого на пару минут, а здесь тема цепляющая оказалась

  • @UlukaiUa
    @UlukaiUa 년 전 +44

    Кто давно в теме электроники уже хорошо знакомы с ASML, для очень многих она совсем не в тени, а на передовой :)
    Помимо стоимости степпера - более 120 миллионов долларов, ещё неплохо было упоминануть его габариты как у фуры и вес в 180-тонн, и потребление почти 1 мегаватт, и почти 1.5 тонны воды в минуту для охлаждения! И это ещё умалчивая потребления олова и других более редких хмм.элементов... На Тайвани очень долго искали подходящее место для новых фабов для литографии - и главное не площади, а достаточное кол-во воды и электрики... Далеко не везде можно просто взять и построить фаб, и это ещё не говоря о логистики других важных элементах...

    • @UlukaiUa
      @UlukaiUa 년 전 +4

      @Сергей Воскресенский Интел и АМД не разрабатывают технологий производства чипов - только логику. АМД заказывает производство у TSMC, а Intel хоть производит польшенство чипов на своих заводах, но так же как и TSMC использует степперы ASML. Будут более выгодные технологии для производства их логики, то можешь не сомневаеться - они ей воспользуются. Те кто используют "лопаты" и их производят это совершенно разные люди... Так что в этом плане Интел, АМД, нВидиа, ARM и другим гигантам по разработки логики ничего неугражает, а вот ASML, Nikon и другим производителям степпербудет угрожать новый конкурент....

    • @UlukaiUa
      @UlukaiUa 년 전 +5

      @Сергей Воскресенский Чем меньше элементов тем проще разработать архитектуру (это даже не линейная, а геометртческая прогрессия), и уже несколько десятков лет вручную никто ничего не делает - все построение и оптимизации осуществляет компьютер (он же проводит и все симуляци по ещё виртуальной схеме), а архитекторы разрабатывают только верхний уровень логики, и реализовать текущую логику в тысячах транзисторов не возможно, а то что можно реализовать в тысяче транзисторов и близко не приблизится к текущим архитектурам... Тем более все их архитектуры и выросли с тисяч транзисторов, и проблема в том что нельзя сильно ускорить работу транзистора (срабатывания затвора), но зато можно их бесконечно маштабировать - туда и движемся... Для GPU это просто идеальный способ (их задачи можно легко паралелить) - там уже сотни тысяч простых вычислительных процессоров как раз по тысячи транзисторов.

    • @ikc_3012
      @ikc_3012 년 전

      Вот куда вода уходит ! А еще на всякие танки и прочее оружие, на другое оборудование

    • @trudreserv
      @trudreserv 년 전 +2

      В России создаётся литограф на лазере без использования олова с лучшими характеристиками.

    • @sospeedwagon9289
      @sospeedwagon9289 10 개월 전 +1

      @@trudreserv ахахахахаха

  • @user-ko8zv6kj3m
    @user-ko8zv6kj3m 2 년 전 +13

    Спасибо за ролик, очень хорошо сделан.

  • @user-rd9ck2bo7v
    @user-rd9ck2bo7v 2 년 전 +8

    Качественный видос. Спасибо.

  • @algaamijiddorj9036
    @algaamijiddorj9036 2 년 전 +10

    Без всякой поехали,погнали.очень приятно и полезно.

  • @user-khriak
    @user-khriak 2 년 전 +6

    Великолепный ролик! Отличный обзор технологии!

  • @BruceScottKennedy
    @BruceScottKennedy 2 년 전 +3

    Очень хорошо рассказывает, приятно слушать.

  • @braginna1
    @braginna1 2 년 전 +6

    2:58 это, я понимаю, что берут кварцевую чистую пластину, затем варят на ней транзисторы, просто мешок с барахлом.. но если их соединить особым образом с помощью токопроводящих дорожек, то может получиться процессор. ну вот, кремниевая пластина готова, наносим первый слой токопроводящих дорожек, следом слой диэлектрика, чтобы контакты не замыкали, оставляя контактные площадки открытыми, далее второй слой проводников и опять оставляем контактные площадки открытыми.. в итоге 100 - 200 -300 слоев диэлектрик между токопроводящими дорожками, умудряясь сузить некоторые так, чтобы они стали резисторами.. Вуаля процессор готов! Нарезаем их из пластины, вклеиваем в корпус и с нано-точностью припаиваем к реальным выводам процессора сверхтонкими металлический проводниками.. металлическими не значит железными. железо не пойдет, скорее сплав золота с еще чем-то. Сверху припаиваем теплоотвод и на стенд на проверку

    • @naskoff300
      @naskoff300 2 년 전 +1

      А какую форму имеют нанесенные токопроводящие дорожки ? В смысле это такая симметричная сетка, или скорее напоминает запутанный лабиринт линий ?
      Я просто не понимаю как можно буквально все транзисторы к дорожкам подключить, так чтобы была возможность активировать каждый в отдельности.

    • @zerogravity6594
      @zerogravity6594 2 년 전 +6

      @@naskoff300 как человек, который занимается созданием масок для кристаллов, могу вам объяснить. В технологиях есть несколько слоёв металлизации, разделённых диэлектриком - оксидом кремния, от одного-двух слоёв в старых до 9+ в более новых, в меньше, чем 65 нм не работала, врать не буду. Металлы рисуются обычно сеткой, но не в виде стандартной сетки из квадратиков, а попеременно вертикально и горизонтально. скажем, второй - вертикально, третий - горизонтально, четвёртый - вертикально, и так далее, это облегчает разводку и не даёт одинаковым металлам закорачиваться. Металлы, сейчас это медь, в более старых технологиях - алюминий, присоединяются друг к другу и элементам (транзисторы, конденсаторы, резиторы) с помощью отверстий в диэлектрике, которые называются via - переходы, так сказать. Естественно, всё это делается не вручную, только аналоговые части, а цифровые, в том числе и процессоры, пишутся RTL-кодом и потом специальная программа сама превращает их сначала в электрическую схему, затем в топологию, которая и является маской.
      Металлизация выглядит, как вертикальные и горизонтальные полосы разной и / или одинаковой ширины, ширина зависит от проходящего по ним тока, как и в обычных проводах.

  • @dimakox
    @dimakox 2 년 전 +2

    Интересная тема, приятный рассказчик. Спасибо

  • @Kiyvsky
    @Kiyvsky 년 전 +1

    Очень хороший ролик)сложная в подготовке, но нереально интересная тема. Спасибо)

  • @futdsrs3391
    @futdsrs3391 2 년 전 +3

    Браво!! Спасибо большое!!! Можно видео в высоком качестве для коллекции, пожалуйста?

  • @user-hp3wp3kj8z
    @user-hp3wp3kj8z 2 년 전 +71

    Инопланетный уровень производства и персонала, впечатляет.Вам всего доброго!

    • @Vik_ru
      @Vik_ru 2 년 전 +10

      Вся технология кремния "инопланетная" - микросхемы производятся и поставляются цивилизациям, которые живут на соседних землях. Собственно, мы рабы именно этих цивилизаций, а не европ и америк..

    • @Nikolay_K1
      @Nikolay_K1 2 년 전 +9

      @@Vik_ru Иди отдохни , ты перенюхал ...

    • @Nikolay_K1
      @Nikolay_K1 2 년 전 +3

      @@HELIATROS Ещё один...

    • @Vik_ru
      @Vik_ru 2 년 전 +2

      Производство разных таких вещей, добыча ископаемых - это грязные технологии. Всё идёт туда, хозяевам.. Где миры гораздо чище.

    • @lunatik-tik
      @lunatik-tik 2 년 전 +2

      Вот инопланетный уровен. krplus.net/bidio/crB_fX-CpZjVpoY вот krplus.net/bidio/ntRvqoiIho27m2E и вот krplus.net/bidio/qcOulKB3X4mRq2k всё что в этом видео, это воровайки и жулики. Которые купили учёных и пытаются их заставить выпускать комерчески выгодные продукты.

  • @Xstroz
    @Xstroz 년 전

    Классный познавательный ролик, схема протекания процесса оч наглядная. Спасибо за ваш труд!

  • @adrianzavodov6745
    @adrianzavodov6745 2 년 전 +1

    Совершенно случайно наткнулся на этот обзор. Ну очень интересно. Автору респект!

  • @user-mw6rf8zc4d
    @user-mw6rf8zc4d 2 년 전 +3

    Реально интересный сюжет, понравилось.

  • @SplashT
    @SplashT 2 년 전 +3

    Отлично видео 👍🔥
    И уже 2 месяца как я его не видел, я опечален))) не порядок однако..🧐

  • @k2incho
    @k2incho 2 년 전 +2

    Очень крутой ролик! Спасибо за проделанную работу!

  • @--4084
    @--4084 2 년 전

    ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Я в восторге от твоих видео чувак! Правда я всего их посмотрел пока что 2, от обоих В ДИКОМ ВОСТОРГЕ! КРАСАВЧИК!

  • @artanisjeday4560
    @artanisjeday4560 2 년 전 +4

    Очень крутое видео, ничего из перечисленного я не знал, до этого видео.

  • @user-hz1cw1tv5g
    @user-hz1cw1tv5g 2 년 전 +9

    Спасибо за очень доступное и простое объяснение ситуации в области производства чипов!

    • @user-zj8uv4fc8e
      @user-zj8uv4fc8e 2 년 전 +1

      Простите, я не понял, кто обеспечил качество подачи : режиссёры и операторы компании ASML или собственноручно ведущий ролика ??? Неу жели ведущий ролика является автором всех этих анимаций поо производство чипов ? Это значит ведущий поехал в Голландию и там совместно с тамошними режиссёрами и аниматорами создал данный ролик от начала до конца . Этого не может быть просто. Ведущий попросту озвучил перевод голландского текста, голос за кадром был голландец или англичанин. А вся анимация была соответственно голландского производства, а не росиййского, как вы нафантазировали себе !!!

    • @porschewod3550
      @porschewod3550 년 전

      @@user-zj8uv4fc8e Крнечно не российского! россия теперь называется Парашка!

  • @MegaTraxxas
    @MegaTraxxas 2 년 전 +1

    Очень хорошая подача информации, спасибо

  • @BlendLogDev
    @BlendLogDev 2 년 전 +1

    Ну за это грех не подписаться. Очень интересно смотреть

  • @Strochkin
    @Strochkin 2 년 전 +8

    Удивительно одно - как такой контент за полгода собирает так мало просмотров. Де...нерация. Информация просто потрясает!

    • @SingTodayi
      @SingTodayi 2 년 전

      Дегенерация России поражает. Никто даже не говорит, чтобы создать собственную базу и выпускать свои чипы, у нас всё для этого имеется.

    • @Strochkin
      @Strochkin 2 년 전

      @@SingTodayi так, говори! Критикуешь - предлагай... Привет из Киева, братишка :)

    • @SingTodayi
      @SingTodayi 2 년 전

      @@Strochkin у меня предложений достаточно. В первую очередь начать с того, чтобы полностью сменить всю правящую верхушку, которая умудрилась за 20 лет пересраться со всеми соседними странами и не только, и загнать страну и население в полнейшую изоляцию, и национализировать все природные ресурсы.
      У меня в городе в советское время был радиозавод, где трудилось 10000 человек. На его базе можно было бы сделать отличное предприятие электроники. Мы уже тут до чего дошли, что даже паяльные станции у Китайцев закупаем, припой и флюс, это вообще не годится совершенно.
      Что до других предложений, я очень много чем увлекаюсь и занимаюсь, практически по всем отраслям есть идеи :)

    • @Strochkin
      @Strochkin 2 년 전 +1

      @@SingTodayi у нас на украине разрушены все казнообразующие предприятия. На некоторых работало по 50 000 человек. И все только хуже с каждым годом...

  • @bayzetgasanov8438
    @bayzetgasanov8438 2 년 전 +11

    Спасибо за информацию!
    А что мешает вместо УФ с длиной волны 13 нм использовать рентгеновское излучение с ещё меньшей длиной волны?

    • @user-ie4fz8oh4x
      @user-ie4fz8oh4x 2 년 전 +8

      Скорее всего мешает то, что рентгеновское излучение почти невозможно отразить и сфокусировать. Думаю учёные перебрали все высокочастотные диапазоны, с которыми можно работать. Дело за новыми материалами и технологиями.

    • @jskratnyarlathotep8411
      @jskratnyarlathotep8411 2 년 전 +7

      маски для него тоже прозрачные будут

    • @Mikola_Naumenko
      @Mikola_Naumenko 2 년 전 +4

      С уменьшением длины волны, видимый свет превращается в ультрафиолет, затем в рентгеновское излучение. Многие материалы, просто прозрачны для рентгена.

    • @Ma_X64
      @Ma_X64 2 년 전 +6

      Ну, положим, рентгеновские -- это уж чересчур, но ведь проблема не только в длине волны. Насколько знаю, 7 нм -- предел. Дальше электроны начинают перепрыгивать изолирующие слои. Над этой проблемой сейчас очень много работают, но прогнозы пока очень сдержанные.

    • @rimdlav5790
      @rimdlav5790 2 년 전 +2

      @@Ma_X64 ну опять же есть технологии вертикальных процессоров
      есть литография на материалах помимо кремния и тд
      обойти можно но вопрос будет ли это выгодно и сможет ли это удовлетворить спрос

  • @user-zf1zv3sv9g
    @user-zf1zv3sv9g 2 년 전 +1

    Отличный ролик, очень информативный, доступный для понимания👍👍👍

  • @t2g4_channel
    @t2g4_channel 2 년 전

    Спасибо за инфу! Классно, четко, интересно, без воды!

  • @zmtube1
    @zmtube1 2 년 전 +3

    Главное, сохраните канал и вид контента.

  • @alexcooper8601
    @alexcooper8601 2 년 전 +20

    Во-первых, хорошо освещаешь и, следовательно, хочется знать: кто Ты, имя твое?
    Во-вторых, ASML решает не только проблему "освещения" кремниевой и сапфировой поверхности. Между прочим, "Литографическая технология" имеет тысячелетнюю историю и встречается в древнем Египте и Китае при печатании текстов и литографических рисунков. Здесь в решении многих научных, НИОКРов, приняли участие самые передовые страны. Но так случилось - аккумулировали это в ASML.
    Для этого нужны были шаблоны, через которые формировались точки и из них
    линии. Современная фотолитография - это комплекс архисложных производств:
    Само получение кристаллов (буль) сапфира до 25" диаметром длиной более метра это научно-технологический прорыв в Америке, СССР, Израиле, Германии, Китае и др.. Затем, создание станков, инструментов для разделения буль на подложки, формирование поверхности с геометрическими параметрами, измеряемые в Ангстремах, при чем, в серийном производстве. Создание фотошаблонов на сапфире. Поверхности часто должны были иметь не только плоскости, сферы, но и сложнейшие математические асферические высококачественные поверхности. Еще в начале 20 века английский ученый Твайман указал на влияние стабильности взаимного положения поверхностей линзы (толщина линзы от 1 до 10 мм) на оптическое качество, это т.к.н. "эффект Тваймана". Сегодня - толщины подложек около 500 мкм (микрометров) и значение этого эффекта важно. Получение микронной плоскостности и параллелоности - решение другой многолетней проблемы. И уже после этого решили проблемы высокоточного, многокоординатного перемещения. Затем, появились сложнейшие научные решения в ОПТИКЕ. Конечно, для решенияе многих вчерашних и многих завтрашних проблем потребуются финансы и мозги из многих стран и
    не только из самых передовых.

  • @heisenborg_programming

    Великолепно рассказываешь! Просто, чётко и довольно интересно!

  • @Jonn9605
    @Jonn9605 2 년 전 +2

    Спасибо, было очень интересно!

  • @stankoufman
    @stankoufman 2 년 전 +2

    Очень классный выпуск, очень понравился

  • @welkrip
    @welkrip 2 년 전 +401

    Как обычно, люди и компании которые строят современный мир, остаются в тени. И я сейчас не про теневые всякие заговоры, а о тех вещах, которые с ними всегда и везде, а сделали их простые люди, о которых не пишут в таймс и форбс.

    • @welkrip
      @welkrip 2 년 전 +10

      Буквально на днях эта компания появилась в новостях. Так на одном из заводов произошёл пожар.

    • @alexandrbakhmet20
      @alexandrbakhmet20 2 년 전 +21

      Эти «простые» люди каждый день создают изобретения с использованием самых последних открытий. Они на «ты» с квантовой механикой и теорией относительности. Они творят будущее.

    • @welkrip
      @welkrip 2 년 전 +4

      @@alexandrbakhmet20 я в плане того что они мясные)

    • @alexandrbakhmet20
      @alexandrbakhmet20 2 년 전 +3

      @@welkrip Конкуренты, новые луддиты, религиозные фанатики, просто недоброжелатели, малолетние хулиганы, заезжие алкаши, …
      Это только начало списка.

    • @user-dk9bi2ls2q
      @user-dk9bi2ls2q 2 년 전 +15

      Угадай в каком, на тот момент, новоявленном государстве, оказались не нужны учёные разработавшие для ASML технологии?

  • @user-gr5pw4oz5q
    @user-gr5pw4oz5q 2 년 전

    Отличная подача материала, Спасибо!

  • @user-zp8hd3fo9k
    @user-zp8hd3fo9k 2 년 전

    Замечательный ролик! Напомнил мне о работе технологом как инженер-физик в микроэлектронном производстве, это были года с 1979 по 1985, тогда уже мы создавали микрочипы, с благоговением вспоминаю эту работу в Сибири!!!

    • @user-zp8hd3fo9k
      @user-zp8hd3fo9k 2 년 전 +2

      @Александр Кравченко
      Каждый оценивает в меру своих потребностей, думаю, что на тот момент самые важные потребности удовлетворялись предприятием, т.е. бесплатно новая квартира 4-х комнатная с двумя детьми, ясли-сад лучший в городе с бассейном, школа с прекрасным стадионом и бассейном, оплата мизерная за ясли-сад, образование бесплатно, санаторий-профилакторий на берегу Иртыша с пляжем (летнее солнце сравнивают с солнечным на Кипре), путёвки оплачивал профсоюз, медицина бесплатно, питание в столовой предприятия стоило меньше 1рубля, отдых в обеденный перерыв на облагороженной территоии предприятия, среди фонтанов, гротов, искусственных речушек, мостов через них, среди благоухания многочисленных насаждений роз, удобные зоны отдыха со скамейками, различные спортивные зоны отдыха как настольный тенис, шахматы и т.д., развитый отдых во время отпуска на турбазах среди сосен, а для детей-школьного возраста пионерские лагеря с развивающими кружками по интересам, и обязательно спортивные секции, театры и кинотеатры по мизерным ценам в сравнении с теми, как Вы говорите, окладами, можно ещё привести пример о передвижении в любую местность Советского Союза, за такую же мизерную цену на билеты.... и т.д. и т.п.
      Всё обрушили СОРОСЯТА, чубайсята, гайдаровцы преступным госпереворотом под управлением США и запада..
      Кстати, в научных разработках в полупроводниковой технике мы были первыми в мире, но не хватало производственных мощностей и ширилось вредительство в производстве, бендеровскими особями, которых Хрущев освободил из тюрем в 1954 году, и которые с 1956 года переобулись в ярых коммунистов, помогая Хрущеву развивать культ личности Сталина и изнутри разрушать КПСС...

  • @user-me1eb9yk7c
    @user-me1eb9yk7c 2 년 전 +3

    Отлично, спасибо, бро )))) респект, круто

  • @dudaplay-coolgames2185
    @dudaplay-coolgames2185 2 년 전 +109

    чувак Блин очень интересно очень интересная такой я тащусь от таких ВИДОСОВ!!!

    • @user-cd8hb6es3r
      @user-cd8hb6es3r 2 년 전 +1

      Чувак,слово оскорбительное

    • @andriano1335
      @andriano1335 2 년 전

      @@user-cd8hb6es3r с еврейского переводится очень оскорбительно почитайте

  • @evgenyre9325
    @evgenyre9325 2 년 전

    Спасибо. Исключительно качественный материал

  • @TyRwO
    @TyRwO 년 전

    Ну на такое и подписаться надо! Всем респект и успехов.

  • @fedorkurochkin
    @fedorkurochkin 2 년 전 +5

    Большое спасибо за этот материал! Не могли бы Вы осветить положение в нашей микроэлектронике на сей день? Дело в том, что после школы в 1979 году мне довелось пару месяцев поработать в НИИ МВ, завод «Элма» в Зеленограде. Я был причастен (слегка, конечно) как раз к этой теме: измерял токи на подложке в кремниевых пластинах. У НАС, в ТО время, был замкнутый цикл, с нуля: выращивали на гермозоне монокристаллы, пилили алмазными нитями, шлифовали, напыляли и, в конце концов, пилили микросхемы! Всё о чем Вы рассказали в этом ролике было и у НАС! Не на таком уровне,конечно, как в штатах и Японии, но всё же ни от кого не зависели!!! То есть, чтобы запустить баллистическую ракету не нужно было становиться в позицию заискивающего суслика и клянчить у технологически более развитых эти самые чипы. Сами были с усами! Нынче же, проезжая мимо моего прежнего производства, со слезами на глазах смотрю на баннеры, развешанные на окнах цехов завода: СДАЕТСЯ В АРЕНДУ! Это те самые супер секретные и абсолютно стерильные цехА, где создавался щит нашей Родины!
    К чему я это всё? А вот к чему! Если мы до сих пор что-то производим, пусть более громоздкое (всё относительно, кстати) и медленное, то мы всё ещё защищены и можем посылать «партнеров» по адресу… Ежели кроме понтов и тайваньских микросхем у нас ничего нет, то поздравляю,- мы в полной .опе! Надеюсь, что второе предположение - ложно.

    • @oskarb5440
      @oskarb5440 2 년 전

      сложность производственного процесса говорит о том, что технология на кремние достигла предела и дальше развиваться уже не может, по крайней мере в старой модели управления.

  • @vitali623
    @vitali623 2 년 전 +13

    У любого, посмотревшего это видео, возникает уверенность, что всё производство чипов состоит из участка литографии. Хотя это далеко не так. Может расскажете и о других процессах, травлении или имплантации?

    • @Ma_X64
      @Ma_X64 2 년 전 +5

      Вот о современных технологиях имплантации было бы интересно. Сейчас используют ускорители тяжелых ионов для этого. Разница с осаждением из газовой фазы очень большая и по точности, и по чистоте процесса.

    • @volkodavwolf3417
      @volkodavwolf3417 2 년 전

      Техпроцессов в производстве ИМС несколько, но фотолитография базовый .

  • @MrTezeuz
    @MrTezeuz 2 년 전 +1

    Большое спасибо за такие интересные и познавательные видео.

  • @zmtube1
    @zmtube1 2 년 전 +64

    Великолепно! Ваши ролики действительно нужно включать в образовательные программы как школ, так и ВУЗов, чтобы стимулировать ребят на изобретения

    • @Maxwolfram
      @Maxwolfram 2 년 전 +27

      Не получится, ведь в российских школах, скоро перейдут на три класса церковно-приходской школы, где будет только два предмета-иудейское православие головного мозга и олигархический пУтриотизм.

    • @peterdurum434
      @peterdurum434 2 년 전 +7

      @@Maxwolfram
      Только в твоём больном воображении.

    • @Maxwolfram
      @Maxwolfram 2 년 전 +11

      @@peterdurum434 Нет, это будущее ельцинско-путинской преступной и антинародной нелегитимной олигархической России, которое уже не за горами.

    • @peterdurum434
      @peterdurum434 2 년 전 +5

      @@Maxwolfram
      Прими таблеточку и успокойся. ;)

    • @Maxwolfram
      @Maxwolfram 2 년 전 +6

      @@peterdurum434 Смотрю, ты уже принял таблеточку, покурив плана путина и занюхав аргентинской мукой патрушева.

  • @andrewuwizard
    @andrewuwizard 2 년 전 +9

    В каком то официальном источнике было упоминание об 1.5 миллиардах долларов за машину литографии.
    Про сотни тыс долларов то мало

    • @user-vs5pn2pc4i
      @user-vs5pn2pc4i 2 년 전

      Наверное не "машина", а целый комплекс машин вместе с ПО.

    • @mishag4162
      @mishag4162 2 년 전

      Степперы с EUV стоят порядка миллиарда евро за шт

  • @maksimrost
    @maksimrost 2 년 전 +1

    Супер мега круто, спасибо за информацию!

  • @ascerdfg
    @ascerdfg 2 년 전 +1

    Видос, который я ждал 20 лет!

  • @polzorg5891
    @polzorg5891 2 년 전 +11

    Спасибо. Довольно интересно. Но большая часть чипов, на более крупном тех. Процессе. А ответственные, электронные компоненты, так вообще на древнем тех процессе. Ибо там главная надёжность... Новый техпроцесс и в основном для мобильных устройств.

  • @artpost854
    @artpost854 2 년 전 +12

    Незаслуженно обошли вниманием "оптическую" систему от немецкой фирмы Zeiss - именно она является самым главным ноу-хау во всей EUV системе, именно ее фиг кто повторит. Остальные системы (источник излучения Cymer, лазеры Trumpf, oбвязка и софт от ASML) в оборудовании хоть и крутые, но вполне себе повторимы тем же Китаем, а вот в "оптической" системе все конкуренты (Canon и Nikon) сели в лужу, отказались от дальнейшей разработки посчитав цель недостижимой, и только Zeiss смог, хоть долбался с этим больше 15 лет.

    • @vdgg8616
      @vdgg8616 2 년 전 +3

      Хуавей уже сейчас делает неплохие рентгеновские зеркала уровня К.Ц.
      Ещё 20 млрд. долларов + 3 года - и твой Цейсс останется позади Китая. 😁

    • @artpost854
      @artpost854 2 년 전 +7

      @@vdgg8616 Так Zeiss тоже на месте не стоит. Так что пусть стараются... :-)

    • @VahaVisitaevV-Drive
      @VahaVisitaevV-Drive 2 년 전 +5

      Главная проблема китайцев это программное обеспечение. Железо они давно скопировали . EUV у китайцев нет и не будет в ближайшее время.

    • @igor0545
      @igor0545 2 년 전 +1

      @@VahaVisitaevV-Drive железо не так уж легко скопировать, китайцы просят продать им машины но современные машины для производства им не продают Америка не даёт добро.

    • @olehyankovskyi7112
      @olehyankovskyi7112 년 전 +2

      Был скандал на ASML, шпионов поймали из России и Китая

  • @alexanderyuvensky4913

    Шикарный канал! Спасибо!

  • @iossifgr1560
    @iossifgr1560 2 년 전 +1

    Класс!
    Очень интересный и грамотный обзор.
    Правда мне показалось, что названия конкурентов изменились, но это неважео...

  • @user-nf6sx9bd7m
    @user-nf6sx9bd7m 2 년 전 +5

    спасибо,не знал ничего о существовании этой компании.Всегда думал,что все это оборудование делали и делают в США и Японии.
    А современные процессоры -это действительно чудо😮.
    Кто-то удачно удачно подметил: -"... если бы космонавтика за последние 50лет развивалась такими же темпами как электроника - сейчас мы бы уже летали к ближайшим звездам"☝️

    • @istinaanitsi3342
      @istinaanitsi3342 2 년 전

      звезды это фикция

    • @user-nf6sx9bd7m
      @user-nf6sx9bd7m 2 년 전 +10

      @@istinaanitsi3342 ну,да.действительно.Совсем забыл, Земля ведь плоская 😏

    • @istinaanitsi3342
      @istinaanitsi3342 2 년 전 +1

      @@user-nf6sx9bd7m мысли у тебя плоские, а про землю ты никогда не узнаешь правду, слишком зашорен

    • @user-nf6sx9bd7m
      @user-nf6sx9bd7m 2 년 전 +10

      @@istinaanitsi3342 да,уж.
      Куда нам сирым, до таких титанов конспирологии и альтернативной Истории🙄

    • @istinaanitsi3342
      @istinaanitsi3342 2 년 전

      @@user-nf6sx9bd7m вы сирые от того что слишком тупые, развивайтесь

  • @Aisor98
    @Aisor98 2 년 전 +78

    Работал на asml, производство поражает воображение. Очень круто. С гордостью можно сказать, что наши физики из Нижнего Новгорода были на тот момент единственными в мире, которые умели делать свободно висящие фильтры для излучения. А наша группа делала ловушку оловяного мусора, который летит от источника в огромном количестве.

    • @user-wq2ck2pv5v
      @user-wq2ck2pv5v 2 년 전

      А что сегодня с этой компанией, в которой Вы работали?

    • @Aisor98
      @Aisor98 2 년 전 +5

      @@user-wq2ck2pv5v увы, я не знаю, сменил род деятельности. На момент 2010-2011 года наша ловушка пошла в машину.

    • @JohnDoe-gw7jy
      @JohnDoe-gw7jy 2 년 전 +3

      @@user-wq2ck2pv5v накрылась медным тазом

    • @Anotopter
      @Anotopter 2 년 전 +2

      Ну, вот так, лепту внесли, а сегодня нас от этого производства оттерли.

    • @Aisor98
      @Aisor98 2 년 전 +4

      @@Anotopter кого-нас?

  • @user-pr5up3fg7i
    @user-pr5up3fg7i 2 년 전 +1

    Круто! Спасибо, очень познавательно!

  • @dencatson7623
    @dencatson7623 2 년 전 +1

    Интересно как там с газами для подложки)

  • @TheRockProfessor
    @TheRockProfessor 2 년 전 +3

    Отличное видео. Спасибо! Прохайтек отдыхает в сторонке со своими скучными темами.

  • @uwujettabuser-.-
    @uwujettabuser-.- 2 년 전 +20

    Постоянно думал,как делают процессоры. У всех одна вода и поверхностная информация,а тут объяснили хорошо. Спасибо

    • @Dima_666
      @Dima_666 2 년 전 +4

      Тут тоже одна вода, с диванной философией в приправку

    • @ROMAN84600
      @ROMAN84600 2 년 전 +1

      @@Dima_666 согласен, всё очень поверхностно... Затрачено столько-то миллионов, установка весит столько-то, выращивается кристалл кремния, пилится, потом фотолитография, лазером делается плазма из олова... всё в виде компьютерной графики и т.д. нет ни одного нормального видео с производственным процессом... И нет ни одного человека ,который бы очень внятно и глубоко объяснил как изготавливается и как работает процессор на уровне нанометров... у меня вот столько вопросов про это, но я так и не нашёл ответов.. Например как ведёт себя схема процессора , когда в размере 1×1 мм сотни тысяч микротранзисторов ,и кристалл процессора при нагреве расширяется, соответственно и эти нанотранзисторы расходятся в этот момент друг от друга, и по логике должна разрываться электрическая связь между ними, соответственно это потеря сигнала... И ещё много других вопросов...

    • @Dima_666
      @Dima_666 2 년 전

      @@ROMAN84600 Технологии инопланетные, люди их только осваивают, да и то только определённые круги людей, и там видать просто некому об этом что то рассказывать, все при деле. Остаются только вот такие говорящие попки типа автора этого ролика, которые друг друга копипастят, некоторые которые поумнее добавляют свою графику, а кто и свои влажные фантазии с философией)) - а ротозеи потом их хвалят

    • @pnik
      @pnik 2 년 전 +1

      @@ROMAN84600 А зачем кому-то Вам это рассказывать? ;) Особенно с тем уровнем "логики", что Вы тут продемонстрировали?

    • @pnik
      @pnik 2 년 전

      @@Dima_666 Почему, кое-что рассказываем - на тематических конференциях вроде SPIE, например.

  • @cryospin
    @cryospin 년 전

    Спасибо большое за труд. Очень интересно.

  • @user-pz4ek4ie3d
    @user-pz4ek4ie3d 2 년 전 +1

    Производство интересное, но вопрос в том что полного оно цикла или как и всё с миру по нитке

  • @korikkk
    @korikkk 2 년 전 +2

    Где то заплакал наночубайс со своим 500нм техпроцессом!

  • @collins7676
    @collins7676 2 년 전 +8

    Да. Удивлён, что не ведутся работы по электронному лучу, при очевидной простоте управления таковым

    • @istinaanitsi3342
      @istinaanitsi3342 2 년 전 +1

      в каком устройстве имеется такой луч?

    • @istinaanitsi3342
      @istinaanitsi3342 2 년 전 +2

      @@Maksim-nu8hb в его управлении были большие проблемы, кинескоп искажал сильно по краям, поэтому осцилоскопы невозможно было использовать в качестве измерительных инструментов

    • @artpost854
      @artpost854 2 년 전

      Метод электронной литографии подходит лишь для мелких серий, например для изготовления масок для фотолитографии, короче для штучных изделий, для массового производства слишком медленный и проигрывает вчистую фотолитографии, а значит продукция в разы дороже в производстве.

    • @collins7676
      @collins7676 2 년 전

      @@artpost854 Подспудное ощущение, что где-то что-то недорабатывается. Я, конечно, не специалист, но, зная хомо сапиенса, предполагаю, что если в тематику ввалить денежки, через время будет и "подходить" и не будет "слишком медленным".

    • @artpost854
      @artpost854 2 년 전 +1

      @@collins7676 Тут принципиальная проблема - фотолитография облучает сразу весь шаблон за раз и выдержка равна времени травления. А теперь берем электронную литографию - там луч бегает как в кинескопе и на каждом участке должен задержаться на время травления, т.е. при одинаковом времени травления каждого участка электронная литография в n-раз медленнее. Можно ввести много лучей, но это лишь в разы уменьшает время, а надо на порядки. Уменьшить же время травления не позволяют свойства материалов.

  • @user-hi4ee1gx6p
    @user-hi4ee1gx6p 2 년 전 +1

    Офигеть
    Это прям моя специальность - я в ВУЗе проходил фотолитографию экстремальным ультрафиолетом в 2008-2010 годах. Тогда это были статьи и эксперименты а сейчас реальная продаваемая технология.
    Спасибо за видео - классно

    • @TnT-nu6hf
      @TnT-nu6hf 2 년 전

      что думаете в 2025 будет процессор на данной технологии?

  • @sergejg4773
    @sergejg4773 2 년 전

    Супер контент. Благодарю. Интересно по факту профессионально.

  • @andypan9897
    @andypan9897 2 년 전 +8

    Такие машины делали и в СССР!
    Я работал на П/О Алфа в Риге на участке фотолитогграфии
    А ободудование назывли Лада электроника.

    • @sergejszimskis7906
      @sergejszimskis7906 2 년 전 +1

      Помню, знаю... 572 пв2 и 572пв5, а также статические ОЗУ... Такие предприятия развалили... Слава Богу "Микрон" сохранили...

    • @user-jl9ch5rb7z
      @user-jl9ch5rb7z 2 년 전 +1

      @@sergejszimskis7906 Рыжему спасибо скажи, теперь в Турции в чане с г..м плавает.

    • @sergejszimskis7906
      @sergejszimskis7906 2 년 전 +1

      @@user-jl9ch5rb7z Как сказал патриарх-мученик Тихон, когда канализация залила мавзолей Ульянова-Ленина... : "по мощам и елей..."...

    • @lizmitchel8855
      @lizmitchel8855 년 전 +1

      В ссср даже пшеницу не могли делать.
      лапшу только для народа

    • @lizmitchel8855
      @lizmitchel8855 년 전 +1

      @@user-jl9ch5rb7z в ссср даже батарейки свободно не продавались.
      тоже он виноват?

  • @user-jl9ch5rb7z
    @user-jl9ch5rb7z 2 년 전 +21

    Спасибо за обзор и теперь ясно, с нашими коррупционерами и чинушами с понятием "..куплю.." явно процессоров в России не будет.

    • @prosto_voda
      @prosto_voda 년 전

      этого не будет в России (именно процов которые по 7 и меньше нанометров) только потому что это просто ОЧЕНЬ дорого, что бы достичь того же уровня нужно как минимум 20 лет непрерывного вливания триллионов рублей.

    • @prosto_voda
      @prosto_voda 년 전

      @Иван Назин процессоров (которые на уровне самых мощных, более слабые как я понимаю произвести мы можем)

    • @prosto_voda
      @prosto_voda 년 전

      @Иван Назин так я говорю именно про модные для топовых пк, про те которые для промышленности мы и так более менее делать можем

    • @prosto_voda
      @prosto_voda 년 전

      @Иван Назин зря конечно я сразу не уточнил про какие процы я говорю

    • @prosto_voda
      @prosto_voda 년 전

      @Иван Назин согл

  • @user-co3me5fn9v
    @user-co3me5fn9v 2 년 전

    Очень интересно и подробно, благодарочка 👍

  • @bazilantonov842
    @bazilantonov842 2 년 전

    Спасибо автору за прекрасную лекцию. Теперь мне понятно что значит технология 36нм например.

  • @matniyazov_rustam
    @matniyazov_rustam 2 년 전 +3

    Автору надо быть последовательным. Рассказав о оборудование для литографии, надо продолжить рассказ про производителя кремниевых пластин и литографических пластин ;) иначе цепочка производства будет не полной ;)

    • @vvdvlas8397
      @vvdvlas8397 2 년 전 +1

      Там много чего придется рассказывать. Из чего и кем сделан это завод и кто поставляет материалы.

    • @matniyazov_rustam
      @matniyazov_rustam 2 년 전

      @@vvdvlas8397 ну не так и много. Сам посуди прибор для литографии это основной прибор для работы. Основной материал это кремниевые пластины. Их производят не так и много компаний. От его качества зависит многое ;) далее ещё один критический момент это литографические пластины. Ведь они задают архитектуру чипа. И их производят тоже не так и много компаний. Остальное не так принципиально, так как может меняться в зависимости от производства. Я не говорю что не важно. Но не так критично и может быть заменено.

    • @Ma_X64
      @Ma_X64 2 년 전

      @@matniyazov_rustam инжекцию присадок забыл. Это отдельный сложный процесс, и там существует несколько технологий и в каждой -- несколько вариантов оборудования.

  • @SanyOK1979
    @SanyOK1979 2 년 전 +4

    Возможно я слишком прогрессивен в своих предположениях, но для качественного прорыва надо производство чипов поднимать в космос. Невесомость, вакуум и низкие температуры как естественная среда производственного процесса это очень хорошо. Я так думаю.

    • @SanyOK1979
      @SanyOK1979 2 년 전 +1

      @Александр Кравченко это для тех кто уже умеет.

    • @Baobab01
      @Baobab01 년 전 +1

      Вакуум и низкая температура на Земле дешевле выходят. Невесомость ИМХО имела бы смысл при построении трехмерных структур, но при размерах транзисторов вступают в действие силы межмолекулярные которые одной невесомостью не факт что можно преодолеть. Невесомость хороша для 3д принта человеческих органов ибо можно избежать структур поддержки во время печати.

  • @_volshebnik
    @_volshebnik 6 개월 전

    Хочу, поблагодарить автора. Думал, ничего нового не услышу. Да, нет. Очень хорошо постарался и многое рассказал грамотно. Спасибо большое за это🙏👍

  • @Forester84
    @Forester84 2 년 전

    Понятие не имел о производстве чипа. Спасибо автору за job👍

  • @fastxer
    @fastxer 2 년 전 +2

    Есть вещи, где нужна не конкуренция, а сплочённость и сотрудничество.

    • @lizmitchel8855
      @lizmitchel8855 년 전 +1

      где ленин будет дурить всех..

  • @aries758
    @aries758 2 년 전 +4

    Всё когда-нибудь заканчивается, и эта монополия тоже прекратится

    • @peterdurum434
      @peterdurum434 2 년 전 +1

      Уже многие десятки лет это продолжается. Проще и дешевле сотрудничать чем создавать подобные технологии с нуля.

    • @peterdurum434
      @peterdurum434 2 년 전

      @Muck Around
      Ещё долго эта компания будет монополистом, вот увидите. ;)

  • @blaind6669
    @blaind6669 년 전 +1

    Крутой видос 🔥🔥🔥

  • @user-sm3ii7sb1j
    @user-sm3ii7sb1j 2 년 전 +1

    Как интересно и всё сложно, но невозможно придумать такую технику, а вот осознание других технологий это реальность.

  • @user-wz2rf4bf7d
    @user-wz2rf4bf7d 2 년 전 +9

    Да, конечно жаль, что компания Mapper Lithography обанкротилась. Ведь помимо электронно-лучевой литографии как альтернативного способа экспонирования, они вели еще и разработки т.н. безмасочной литографии, и доведи они эти работы до конца, можно было бы исключить из производственного процесса стадию нанесения фоторезиста на пластины.

    • @Dzalesin
      @Dzalesin 2 년 전 +3

      Вот вам и монополия!
      Одна надежда на китайцев 😊!

    • @yauhen8883
      @yauhen8883 2 년 전

      В смысле фотошаблон, а не фоторезист?

    • @user-wz2rf4bf7d
      @user-wz2rf4bf7d 2 년 전

      @@yauhen8883 ну я детали техпроцесса не знаю, мне кажется, это разные слова для одного и того же.

    • @Maxwolfram
      @Maxwolfram 2 년 전

      @@Dzalesin Верно, хорошо что не на путина с попами и олигархами.

    • @pnik
      @pnik 2 년 전 +2

      @@user-wz2rf4bf7d Юрий, вы не знаете разницу между фоторезистом и маской, но беретесь судить о фотолитографии, прикольно ;)